вверх
Лечение мервецами

Лечение мертвецами

Нормы этики и морали существовали уже на заре человеческой цивилизации. Разумеется, они со временем менялись. Сегодня многое из того, что позволялось людям несколько веков назад, считается недопустимым. Это касается и так называемого лечебного каннибализма, который у наших предков считался нормой.

Трупная лихорадка

Из исторических источников известно, что даже в Средние века в просвещенной Европе, не говоря уже о племенах, живущих на территории Африки и Америки, широко применялись медицинские препараты, изготовленные из мышц, костей и крови покойников. И это ни у кого не вызывало протестов или брезгливости. В начале XVII века даже в рецептурных справочниках Великобритании публиковались способы изготовления лекарств на основе человеческих останков. Известно, что королева Англии Елизавета I, переболев черной оспой, обезобразившей ее лицо рубцами, маскировала их пастой, изготовленной из человеческого жира, а придворный врач лечил раны и язвы настоем, приготовленным из зубов и костей покойников. Следующие за Елизаветой I короли продолжили эти неприемлемые сегодня традиции, используя человеческий жир как мазь против суставных болей при подагре, а соскобы с человеческих черепов как снадобье от ревматизма и иных болезней.

 

Графиня Батори
Кровавая графиня Батори, жившая в XVI веке, принимала ванны из убитых ею девственниц, ела их мясо, чтобы сохранить молодость.

Способы лечения королей служили хорошей рекламой и для черни. Во время казни возле эшафота всегда толпились калеки и другие болящие, стараясь заполучить толику крови, обильно стекающей с помоста. Писатель X. К. Андерсен в своих записях вспоминает одну из таких экзекуций, где он увидел, как кровью казненного преступника родители поили своего больного ребенка. Подобное «лечение» продолжалось вплоть до середины XIX века. Известно, например, что папа Иннокентий VIII тайно пил кровь христианских младенцев, а когда он уже отдавал концы, лекарь вводил их кровь ему в вену.

Примечательно, что все это вершили обычные люди. Но попадались и маньяки-извращенцы. Психопаткой была кровавая графиня Батори, жившая в XVI веке, которая принимала ванны из крови убитых ею девственниц. Она даже лакомилась их мясом, и все это только для того, чтобы сохранить свою молодость. Уже в наши дни она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как убийца 650 человек, и это были только ее жертвы, установленные судом.

 

Мумии и мумие

Другим популярным методом лечения со времен Средневековья и вплоть до начала XIX века было употребление внутрь снадобий, изготовленных из древних египетских мумий. Мумие, или горную иллирийскую смолу, в Древнем Египте применяли для бальзамирования трупов. Спрос на чудодейственное вещество, считавшееся панацеей от всех болезней и эликсиром для продления жизни, был очень велик, несмотря на его дороговизну. Неудивительно, что этого снадобья вскоре не стало хватать, что привело к разграблению древних египетских некрополей и продажи мумий, с которых счищали и выскабливали мумие вместе с другими компонентами бальзамирования и частями трупа. Все это размалывали в однородную массу и в таком виде выносили на рынок.

Мумия
Созвучие слов «мумия» и «мумие» являлось для того времени ключевым, поскольку одно с легкостью подменялось другим.

Бешеный ажиотаж и мода на лечение трупами древних египтян достигли такого размаха, что мумий тоже стало не хватать, а поэтому началась их фальсификация. В ход пошли тела казненных преступников, умерших бродяг и нищих, детей и взрослых, которые продавались оптом и в розницу. При серьезном дефиците на мумие поддельные препараты из свежих трупов продавали в небывало большом количестве. В конечном итоге люди уже не замечали разницы сначала между природной иллирийской смолой и перемолотой плотью древних египтян, а потом между последними и тем мерзким зельем, которое готовилось из трупов их современников. Мумие окончательно стало аналогом мумий, а различие между ним и недавно умершими в качестве исходного материала стерлось окончательно.

❎ Огромный спрос на трупы привел к тому, что вскоре и свежие покойники из могил оказались в дефиците, а потому мошенники, изготовители псевдолекарства, стали использовать тела, выкопанные из могил.

Их долго варили в больших котлах, затем полученную смесь разливали по банкам и выставляли на прилавок как чудодейственное снадобье. Причем сам исходный материал и способ приготовления зелья отнюдь не скрывались от покупателей. Напротив, многие из них допытывались у торговца, не является ли продаваемое им мумие подделкой и не подменил ли он в снадобье плоть человека мясом кошки или собаки. В те же годы широко распространялись рецепты приготовления мумие и на дому, своими силами. Например, предлагалось неделю вымачивать труп в винном спирте, а потом вялить мясо в тени.

Масштабы использования трупов привели к тому, что к XVII веку в Египте разграбили практически все обнаруженные ранее усыпальницы времен фараонов, а в Западной Европе на кладбищах начали дежурить вооруженные сторожа. Однако и это не всегда помогало, поскольку они же, соблазненные высоким гонораром, порой сами выкапывали и продавали аптекарям мертвые тела.

Такого рода лечебный каннибализм продолжался еще очень долго, и только в середине XVIII века в европейских странах были приняты законы, осуждающие и запрещающие как изготовление медицинских препаратов из трупов, как и само поедание человечины.

Сладкий покойник

Обычного поедания трупов, практикуемого в Западной Европе, в азиатских странах, по-видимому, показалось недостаточно. Лекари Аравии и Древнего Китая, например, считали, что снадобье из плоти человека будет еще более полезным, если он сам даст согласие стать сырьем для его изготовления. Другими словами, принимались в расчет ментальная и духовная составляющие «исходного материала». Удивительно, но такие люди, желающие пожертвовать собой ради медицины, действительно находились! Восточные лекари без труда отбирали добровольцев среди бедняков за небольшое вознаграждение, которое передавали их семьям, после чего бедолаг переводили на строжайшую медовую диету.

Человек употреблял в пищу только мед, а также по нескольку часов в день лежал в медовой ванне. При этом его старались все же не перекармливать, давая время на полную очистку организма от всех остатков жизнедеятельности и на полную пропитку. Через какое-то время горемыка все же не выдерживал такой диеты и умирал, после чего его помещали в каменный гроб, заливали медом и запечатывали на долгие годы. Известны случаи, когда такое «лекарство» выдерживалось целое столетие. Этот очень дорогой, но востребованный препарат рекомендовалось принимать небольшими порциями при переломах, ушибах и прочих травмах, поскольку он оказывал сильнейшее обезболивающее и заживляющее действие.

Правда или нет, но ходят слухи, что как минимум один медовый человек даже через много лет оказался не совсем мертвым. Якобы уже в наше время некие исследователи определили у сохранившейся медовой мумии небольшую мозговую активность, какая бывает у человека в состоянии глубокого транса или комы.

Современные реалии

Отзвук лечебного каннибализма докатился и до нашего времени. Однако сегодня уже нет речи о прямом поедании свежих или засахаренных трупов, а говорится только о препаратах, изготавливаемых из человеческой плоти и применяемых исключительно парентерально, то есть минуя пищеварительный тракт. Так, например, сегодня уже никого, кроме сторонников определенных культов, не возмущают и не удивляют переливание крови, пересадка кожи или внутренних органов. Более того, все эти манипуляции считаются необходимыми для спасения жизни человека. Известен и такой биогенный стимулятор, как взвесь плаценты (органа, осуществляющего связь между организмом матери и плодом во время беременности), который сегодня применяют при различных хронических болезнях. В качестве сырья для вакцин и стволовых клеток используют и человеческие эмбрионы, получаемые во время искусственного прерывания беременности, что, правда, вызывает протесты и осуждения у некоторой части общественности. Да, можно сказать, что это тоже в некоторой степени каннибализм, однако пока что полноценно заменить эти препараты на что-то более этически нейтральное, к сожалению, нечем.

Иван Сурин

Оцените статью
[Всего: 3 Средний: 5]
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x