Обитающие в райском Эдемском саде первые люди, Адам и Ева, были бессмертны, поскольку им было доступно произрастающее там Древо жизни. Будучи безгрешными, они были соблазнены змеем и «вкусили плод с запретного Древа познания добра и зла ». Совершив грехопадение, они были изгнаны из Эдема, вход в который стал охранять ангельский херувим с пламенным мечом.
Библия. Книга Бытия. 3.22; 3:24
Содержание
Очень странный Эдем
Неимоверная пятидесятиградусная летняя жара, с пылевыми бурями, приходящими из близлежащих пустынь. Потоки раскаленного пыльного воздуха, создающие несколько месяцев в году атмосферу гнетущего зноя и томительной духоты, от которой буквально останавливается сердце. И полное отсутствие лесов или даже скудной лесостепи, одни бесконечные пески, каменистые равнины и болотистые поймы немногочисленных рек.
Зимний сезон начинают проливные дожди, а весной таяние далеких горных снегов на севере вызывает страшные наводнения с селями — грязевыми потоками, стремительно сметающими все живое валом грязной мутной воды. Раз в несколько лет следуют сильные разливы главных рек региона — Тигра и Евфрата, затопляющих все прибрежное жилье на своих берегах и буквально смывающих целые населенные пункты. Чудовищная водная стихия, давшая основание еще одному, прямо противоположному сказанию об Эдеме, библейскому мифу о Вселенском потопе…
Не правда ли, очень странное «райское место»? Гораздо больше оно напоминает чистилище… И все-таки у библейских сказаний были вполне определенные корни, и связаны они с «рукотворным Эдемом».
Дошедшая до нас клинопись рассказывает о строительстве всяческих зданий и сооружений, стен и крепостей, а также о… «земном рае» — знаменитых вавилонских висячих садах.
Сады Семирамиды
Вавилонский царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.) к практически всю свою жизнь сражался со своим воинственным соседом, Ассирийским государством. После ряда крупных военных неудач, когда вражеские войска дважды разрушили столицу Навуходоносора — Вавилон, он заключил военный союз с мидийским царем. Вскоре союзникам удалось одержать решительную победу, которую они упрочили женитьбой Навуходоносора II на дочери мидий-ского царя Амитис.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор, посовещавшись со своими мудрецами и архитекторами, и приказал возвести «Висячие сады». Мысль о висячих садах ему подсказали придворные историки, рассказав о легендарной ассирийской царице Семирамиде, во времена пятилетнего правления которой, начавшегося в 810 году до н. э., и был построен удивительный пирамидальный оазис, впоследствии названный «Сады Семирамиды».
Эта постройка была выполнена в виде огромной ступенчатой глиняной пирамиды, опоясанной деревянными террасами. Над террасами была протянута сеть канатов, поддерживающих завесу лиан и ползучих растений. Целый год тянулись караваны запряженных быками повозок, везущих в Вавилон экзотические деревья и кустарники, завернутые во влажное полотно, семена редких растений, трав и цветов. Постепенно разрослись удивительные сады и распустились прекрасные цвета. Для орошения зелени день и ночь сотни рабов подавали в кожаных мешках воду из Евфрата. Выживал и рос этот рукотворный оазис среди аравийских песков благодаря особому устройству почвы. Перед посадкой Садов Семирамиды рабы долго на своих плечах носили глинистую почву из долины реки Тигр. Эта была очень тяжелая работа, ведь почва деревянных террас насыпалась как многослойный пирог из ила, глины и тонких прослоек песка. Эта оригинальная искусственная «почвенная конструкция» за счет слоя водонепроницаемой глины не давала стекать поливной воде в песок через древесный настил. Так влага попадала к корням многочисленных растений, поддерживая их питание и общий рост «Висячих садов Семирамиды».
Навуходоносор, как и его далекий египетский предшественник -фараон Хеопс, решил намного превысить постройку Семирамиды. Так возникли новые Висячие сады, которые правильнее было бы назвать Садами Навуходоносора или Ами-тис. Но имя царицы, разбившей свои сады среди пустыни за столетие до Навуходоносора,удивительным образом смешалось в памяти потомков с творением месопотамского тирана.Так имя ассирийской правительницы навсегда вошло в историю вместе с Висячими садами Вавилона.
Архитектура второго варианта Висячих садов являла собой ту же ступенчатую пирамиду, но в несколько раз больше и сложнее по конструкции. Эта пирамида Навуходоносора состояла из четырех ярусов, заканчивающихся обширными террасами. Платформы террас поддерживали массивные двадцатиметровые колонны. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного со смолой, а затем несколькими слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором; поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Издалека пирамида Висячих садов Навуходоносора напоминала вечно цветущий зеленый холм среди песчаных барханов. В полых колоннах помещались трубы и по ним вода из Евфрата насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов в небольшой пруд с лебедями, утками и редкостными фламинго. Из верхнего водохранилища потоки воды стекали ручьями и каскадами водопадов, орошая растения всех ярусов.
После смерти Александра Македонского Вавилон, который так и не стал столицей его империи, постепенно пришел в упадок, и Висячие сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из семи чудес света.
Теперь, в общем-то, становится понятным, что за тысячелетия до нашей эры в Месопотамии существовала традиция создания дворцовых сооружений с парковыми зонами, подобными вавилонским Висячим садам Семирамиды. С помощью остроумной гидротехники там создавался влажный «божественный» микроклимат, в котором произрастали всяческие растения «эдемского сада». Вот так в библейские мифы и мог попасть этот кусочек «земного рая»…
Район Персидского залива
Поиски Эдемского сада не прекращаются и сегодня, ведь в трудах различных исследователей Библии его местоположение кочует не только по всему Междуречью, побережью Персидского залива, Ближнему Востоку, но и Средиземноморью.
Во фрагменте библейского текста, кроме Тигра и Евфрата, упоминаются и другие географические ориентиры, такие как реки Фисон и Тихон. Современная география их не знает, и разные историки предлагают такие варианты, как Араке (Закавказье), Ганг (Индия), Керхе (Иран и Ирак), Карун (Иран), Дияла (приток Тигра) и даже Нил. О местонахождении Эдема и его рек до сих пор ведутся споры. Между тем иудейская религиозная традиция отождествляет реку Тихон с одноименным источником, существующим и сегодня в границах Иерусалима.
Поскольку в Персидский залив, как и в древности, впадает река Шатт-эль-Араб, образующаяся от слияния Тигра и Евфрата, то он и сам иногда представлялся как гигантская река — море. Такое отождествление залива с рекой породило основанную на библейском тексте гипотезу, что Эдем располагался где-то к востоку от «Шинара» (Шумера). При этом происхождение самого названия «Эдем» связывается с шумерским словом «эдин» -равнина. В востоковедении этим географическим термином часто обозначают равнину между Тигром и Евфратом в южной Месопотамии. Другие исследователи полагают, что единая река-исток находилась на севере у начала Тигра и Евфрата; в этом случае, однако, возникает проблема идентификации рек Пишон и Тихон.
Весьма любопытны и исторические реконструкции, связывающие местоположение Эдема с гипотезой о средиземной Атлантиде, располагавшейся на острове Санторин и входившей в Крито-Минойскую цивилизацию. В этом варианте Эдемский сад находился где-то на сильно вытянутом полуострове, простиравшемся на запад от восточного побережья Средиземного моря. Береговая линия этого массива суши поднималась высоко над уровнем моря, соединяя его с материком очень узким перешейком. Река, питавшая Эдем, стекала из возвышенных районов полуострова, неся свои воды по соединительной перемычке на материк — в долины Месопотамии. Она якобы питалась именно четырьмя «библейскими истоками», которые брали свое начало в прибрежных холмах, «выходя из Эдема». В связи с мощной активностью окружавших вулканов и затоплением моста суши между Сицилией и Африкой восточный участок дна Средиземного моря опустился, увлекая за собой под воду весь Эдемский полуостров. По другой версии, Эдемский полуостров погрузился после череды землетрясений, сопутствовавших взрыву вулкана на острове Санторин в Эгейском море. Еще одна группа историков предполагает, что успевшие спастись жители первого Эдема мигрировали в Вавилон и там возродили второй Эдемский сад.
Еще более фантастическую гипотезу, связанную с Эдемом, предлагают уфологи — сторонники теории палеоконтакта. Согласно им, Эдемский сад представлял собой некий природный инкубатор, в котором обожествленные впоследствии древние инопланетяне после ряда генетических экспериментов создали первых людей в полном соответствии с ветхозаветским сказанием о сотворении Мира — «по своему образу и подобию». В пользу такой версии отчасти свидетельствует и сама шумеро-аккадская мифология. Впрочем, лучше всего подобный палеоконтакт изобразил великий писатель-фантаст Артур Кларк в своей беспримерной эпопее «Одиссея».
Олег Котелевский