вверх
Протопоп Сильвестр

Духовники русских монархов

Все русские монархи, разумеется, были православными людьми. И, как и положено православному человеку, имели духовных отцов — духовников

Гнев митрополита

Духовник — это священник, к которому регулярно ходят на исповедь и который руководит и наставляет человека в его духовной жизни. Духовники были и у московских великих князей, и у русских царей, и у российских императоров.

Скажем, московский князь Симеон Гордый взял себе в духовные отцы Стефана, старшего брата великого русского святого Сергия Радонежского. Правда, Стефан недолго находился рядом с великим князем.

У Симеона не было наследника мужского пола. И он решил жениться в третий раз. Этому воспротивился митрополит Феогност. А Стефан, напротив, поддержал князя.

В итоге Симеон женился в отсутствие Феогноста. Митрополит не мог ничего поделать с великим князем, поэтому его гнев обрушился на Стефана, который вынужден был покинуть Москву.

При Дмитрии Донском великокняжеская власть стала сильнее. Митяй, духовник князя, ходил в его любимцах. И Дмитрий велел избрать Митяя митрополитом.

Однако у избранного митрополита нашлось много врагов среди духовенства, в частности Сергий Радонежский. Они заявили, что московский святитель должен быть утвержден константинопольским патриархом. Митяй отправился в Константинополь, но по дороге умер.

Любимец Дмитрия Донского официально так и не стал митрополитом. Как видим, великие князья в то время еще не могли делать все, что им заблагорассудится.

В конце XV века сложилась традиция — духовниками монархов становились настоятели Благовещенского собора в Кремле. Даже когда столицу перенесли в Санкт-Петербург и духовники жили там, они продолжали возглавлять Благовещенский собор.

Свадьба без песен и музыки

Представители духовенства оказывали большое влияние на молодого Ивана Грозного. Митрополит Макарий венчал Ивана на царство, способствовал его браку с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, а также входил с своеобразное правительство — Избранную раду. Причем Макарий оказался единственным членом Рады, который не подвергся преследованиям.

Протопоп Сильвестр
Протопоп Сильвестр оказывал большое влияние на юного Ивана Грозного

Некоторое время очень близким к царю человеком был священник Благовещенского собора Сильвестр. Вместе с Алексеем Адашевым он возглавлял Избранную раду.

В письмах к Курбскому Иван Грозный жаловался на Сильвестра. Дескать, они с Адашевым «всю власть вершили по своей воле», «все было по их желанию». Разумеется, так не могло продолжаться бесконечно. Сильвестр попал в опалу, его сослали в Кирилло-Белозерский монастырь.

Если Дмитрий Донской не смог сделать своего духовника главой Русской православной церкви, то это удалось Ивану Грозному. Его духовник Афанасий, участник Казанского похода, в 1564 году стал московским митрополитом. Правда, уже через два года он оставил митрополичью кафедру «за немощью великою». Но проблема была не в немощи, а в том, что Афанасий выступал против опричнины.

Первому царю из династии Романовых — Михаилу Федоровичу — не нужно было долго искать духовного отца. Таковым стал для него родной отец — патриарх Филарет. Он являлся наставником не только в религиозных, но и в государственных делах. В сущности, Михаил и Филарет были соправителями. Хотя у Михаила имелись и официальные духовники — Кирилл, Максим, Иоанн, Никита.

Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший считался царем благочестивым. Его первый духовник — Стефан Вонифатьев — организовал кружок «ревнителей благочестия», куда входили будущие непримиримые противники — Никон и Аввакум.

Современники называли Стефана Вонифатьева кротким человеком, хотя в действительности он был достаточно строг. Например, царский духовник велел, чтобы свадьба Алексея Михайловича проходила в тишине — без смеха, песен и музыки. Царь послушался.

А вот другой духовник — Андрей Постников — и сам мог повеселиться, и поощрял увлечение царя музыкой и театром. Это раздражало патриарха Иоакима, который после смерти Алексея Михайловича сослал Постникова в монастырь.

Священник-агроном

Петр I сделан церковь частью государственного механизма, при нем священники превратились, по сути, в государственных служащих. Это касалось и царских духовников.

С 1703 года духовником Петра I был Тимофей Надаржинский. Он ходил с царем в походы, бывал на штурмах и в сражениях, ездил в Париж. Петр щедро одаривал своего духовного наставника — единственной внучке Тимофей Надаржинский оставил в наследство пять тысяч душ крепостных.

Отношение Екатерины II к религии было противоречивым. С одной стороны, она, немка, не имевшая никаких прав на престол, старалась казаться самой русской и самой православной. С другой стороны, Екатерина, воспитанная на идеях французских просветителей, была далека от искренней и глубокой веры. Поэтому при дворе сложились традиции формальной религиозности, основанные на внешнем соблюдении обрядов.

В детские годы религиозным воспитанием Александра I занимался Андрей Самборский. Этот священник 15 лет прожил в Англии, где служил в посольской церкви и изучал агрономию.

Андрей Самборский
Андрей Самборский — религиозный наставник Александра I, даже внешне не походил на священника

Батюшка-агроном ходил в светской одежде, брил бороду и усы, советовал молодому Александру «по совершении молитв» усердно заниматься науками. Неудивительно, что религиозные искания императора Александра I были далеки от канонического православия.

Первым духовником великого князя Николая Павловича стал Павел Криницкий. Позже Николай I вспоминал, что его в детстве «учили только креститься в известное время обедни, да говорить наизусть разные молитвы». То, что творилось у мальчика в душе, духовника нисколько не волновало.

В 1815 году Николаю Павловичу назначили нового духовника — Николая Музовского. В нем трудно было признать «нашего православного батюшку», поскольку этот священник ходил «в черной одежде, в белом галстуке и без бороды».

До 1830-х годов религиозность Николая I оставалось формальной, но потом произошел перелом. Вера императора сделалась гораздо более духовной. Хотя недостатки религиозного воспитания по прежнему сказывались. К примеру, Николай I читал Евангелие по-французски, считая, что церковнославянский язык доступен только духовенству. А как-то раз, увидев своих внуков во время церковной службы, император заметил, что они «плечи держат неправильно и каблуки не вместе». Он явно путал обедню с военным парадом.

Полвека при дворе

Старшему сыну, будущему Александру II, император подыскал очень образованного священника — Герасима Павского. Про него говорили, что «он один стоил целой академии».

Девять лет Павский преподавал Закон Божий детям Николая I. Но потом на него поступил донос: он будто бы неправильно составил методички, как-то по-лютерански. Павского отставили.

Нового духовника для детей Николай I нашел в первой петербургской гимназии. Им стал Василий Бажанов. После смерти Музовского Василий Борисович сделался и духовником императора.

Иоанн Янышев
Царский духовник Иоанн Янышев был выдающимся богословом

Бажанов прослужил при дворе 48 лет, будучи духовным отцом трех императоров — Николая I, Александра II и Александра III. Он даже написал книгу «Обязанности государя», в которой давал рекомендации, как монархам следует управлять страной.

Однако духовный сын Бажанова — Александр II — особой религиозностью не отличался. Как ни странно, центром религиозно-православной жизни в Зимнем дворце была жена императора — Мария Александровна, по рождению немка и лютеранка.

Мать повлияла и на сына — Александра III, который вырос глубоко верующим человеком. В 1883 году его духовником стал Иоанн Янышев, «по наследству» перешедший к Николаю II.

Прекрасный проповедник и богослов, Янышев исполнял обязанности царского духовника довольно формально. Особой духовной близости между ним и императорами не наблюдалось. Поэтому и Николай II, и его жена Александра Федоровна искали себе, так сказать, неформальных духовных отцов. Это и позволило «старцу» Григорию Распутину добиться такого влияния при дворе.

Последним царским духовником был Александр Васильев, известный народный проповедник. Его судьба сложилась трагически — он погиб во время красного террора.

Александр Васильев
Александр Васильев — духовник семьи Николая II, был расстрелян большевиками.
На фото: отец Александр и царевичем Алексеем

© Борис Сарпинский

Оцените статью
[Всего: 1 Средний: 5]
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x