Большая война это не только и не столько сражения в поле. Осада крепостей, обустройство лагерей, возведение и штурм фортификаций всегда были ее важнейшей частью. Издавна в любой армии на вес золота были как люди, умевшие возводить временные или постоянные укрепления, так и те, кто умел максимально быстро и эффективно их разрушать. В разных странах развитие саперного и фортификационного искусства шло по-разному. Известно, что еще в войске Ассирийской империи за тысячу лет до нашей эры имелись специальные «землекопные войска», которые занимались тем же, что и современные саперы или военные инженеры, наведением переправ, сооружением насыпей, подведением подкопов и так далее.
В русской армии довольно долго эти функции возлагались на временное ополчение так называемую посошную рать. Однако при Петре I появились специальные саперные и инженерные роты. Свой вклад в совершенствование фортификационной защиты и способов ее преодоления вносили самые разные люди. И хотя сначала слово «сапер» обозначало всего лишь солдат, рывших подкопы (сапы) и подводивших мины под вражеские укрепления, со временем так стали называть специалистов весьма широкого профиля. Сегодня мы представляем вам десятку величайших саперов и военных инженеров в истории.
Содержание
Федор Конь (Россия)
До нас дошло не так уж много имен средневековых русских зодчих. Федор Конь один из них. Он служил двум царям наследнику Ивана Грозного Федору Иоанновичу и Борису Годунову. При них он построил несколько выдающихся крепостных сооружений. Особое место среди них занимает Белый город Москвы и Смоленский кремль, имеющий самую большую протяженность крепостных стен в России. При возведении стен Смоленска в 1596-1602 годах Федор Конь во многом следовал старым образцам. Но в то же время привнес много нового. Кремль имеет больше башен, чем другие крепости того времени. При этом все они разной формы, в зависимости от особенностей рельефа. Также Федор Конь впервые ввел три яруса боя, что сильно повышало обороноспособность. Подступы к стенам были дополнительно защищены рвами с водой, валами и равелинами. Смоленск долгие века был камнем преткновения в спорах России с Западом. А потому инженерные решения Коня были не раз подвергнуты суровому испытанию делом. И доказали свою исключительную удачность и надежность. При этом мастер не забывал и об эстетике боевые башни были украшены красивыми наличниками, а в архитектуре крепости чувствуется влияние итальянского Ренессанса. Труды Федора были по достоинству оценены его именовали почетным титулом «государев мастер» и щедро вознаграждали за работу. Увы, с наступлением Смутного времени следы великого зодчего теряются. По некоторым данным, после 1606 года он уехал в Европу, где и окончил свои дни.
Альбрехт Дюрер (Германия)
Великий живописец и график XV-XVI веков немало проявил себя, помимо искусства, в сфере науки и техники. А ближе к концу жизни увлекся военно-инженерным делом. Наступившая эпоха огнестрельного оружия и артиллерии неуклонно меняла все правила войны. Это касалось и возведения или штурмов крепостей. Дюрер стал первым, кто решился обобщить современный ему европейский опыт и создать общую теорию фортификации. Двигали им при этом отнюдь не воинственные настроения по его собственному признанию, он желал защитить население штурмуемых городов «от насилий и несправедливых притеснений». Свой труд художник озаглавил «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». В нем он одним из первых описал новый тип укреплений бастею, которая занимала промежуточное положение между традиционной башней и бастионом. будучи ниже и шире классической крепостной башни, бастея обычно сильно выступала за линию стен, обеспечивая их фланкирование. Она имела несколько ярусов для размещения артиллерии и плоскую крышу, с которой тоже можно было вести огонь. Круглая в плане бастея называлась «рондель». Интересно, что Дюрер заботился не только о военной стороне дела, но и о социальной значимости возведения новых укреплений. Он писал, что это может дать работу обездоленным и спасти их от голода и нищеты. А в конце своего трактата напоминал, что главное при обороне все же не качество стен и башен, а стойкость самих защитников.
Иван Выродков (Россия)
Этот дьяк Разрядного приказа, служивший Ивану Грозному, именуется в документах словом «горо-делец». По сути же он был первым из известных нам русских инженеров и фортификаторов. Впервые свои умения он проявил при строительстве крепости Свияжск. Под его руководством крепость, ставшая важным опорным пунктом для продвижения русской армии на юг, была возведена в рекордно короткие сроки всего за 28 дней. Но его настоящий звездный час пришел, когда началась легендарная осада Казани 1552 года. Именно превосходство в инженерном оснащении, а также использование новейших достижений в этой сфере обеспечило успех русским войскам, которыми командовал сам царь. Особую роль при этом сыграли туры передвижные осадные башни с тремя уровнями боя. Большинство из них собиралось под руководством итальянцев «фряжским обычаем». Однако известно, что как минимум одна из башен была сконструирована Иваном Выродковым самостоятельно. Она имела высоту около 13 метров и несла 10 пушек с 50 гаковницами (тяжелыми пищалями). Причем построил ее русский самородок всего за одну ночь! В дальнейшем он отличился при строительстве порта-крепости в устье Наровы, восстановлении Галичской и создании Астраханской крепостей. Во время Ливонской войны Иван Выродков был уже воеводой и руководил всей посошной ратью, в которой находилось более 80 тысяч человек. Увы, но в 1568 году Иван и еще 16 представителей его рода были казнены опричниками.
Себастьен Вобан (Франция)
Коротко описать все достижения этого человека, проведшего всю свою жизнь в строительстве и осаде крепостей, просто невозможно. Он участвовал в 53 осадах (помимо 104 сражений и стычек в поле), построил 33 новых крепостей и модернизировал около 300 старых, создал первые специализированные подразделения военных инженеров. В 1699 году Французская академия наук приняла его в свои ряды, а в 1703-м «король-солнце» Людовик XIV присвоил инженеру звание маршала. Основным качеством Вобана был строгий системный подход как к осаде, так и к обороне. Он не оставил описания своей системы обустройства крепостей, однако преемники, анализируя его внушительное наследство, вывели множество общих законов, которые сохраняли свою актуальность вплоть до начала XX века (например, при создании укреплений Порт-Артура). Главным секретом было продуманное и привязанное к рельефу расположение бастионов. Вобан также упорядочил приемы использования подземных мин основного средства для разрушения крепостных стен. Во Франции его прозвали отцом постепенной атаки. Исповедуя принцип «сожжем больше пороху, прольем меньше крови», маршал использовал тактику не бурного натиска, а методичного подавления крепостной артиллерии и медленного продвижения осаждающих войск вперед при помощи длинных траншей «параллелей». 12 крепостей Вобана включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А вторую половину XVII века зачастую называют просто эпохой Вобана.
Даниил Спекле (Германия)
Создавая собственную систему фортификации, немецкий новатор в XVI веке объездил все лучшие крепости Европы, подмечая удачные решения и запоминая недочеты. Собранный материал он обобщил в книге «Архитектура крепостей», вышедшей в 1589 году. Подойдя к делу с точки зрения геометрии, он постулировал достаточно простые вещи, усиливавшие оборонную способность крепости. Во-первых, чем больше сторон в крепостном многоугольнике, тем лучше, так как тогда усиливается взаимная поддержка бастионов и отдельных укреплений. Во-вторых, тупой угол, обращенный к противнику, дает лучшую защиту. Спекле критиковал итальянцев, делавших в своих крепостях слишком маленькие бастионы, и призывал увеличивать их площадь. Наибольший интерес и признание со стороны как современников, так и потомков нашла развитая германским инженером идея ретраншемента. Это дополнительное укрепление, располагающееся позади главной позиции. Не выдерживающие вражеского натиска войска могут отойти в него и продолжать сопротивляться, не давая противнику воспользоваться плодами успешной атаки. Каждый бастион в крепостях Спекле усиливался кавальером небольшой башней, отделенной рвом с водой. В некоторых случаях строился один общий ретраншемент, создававший вторую линию обороны. Тогда, даже оставив бастионы, гарнизон крепости все еще мог эффективно противостоять атакующим, что увеличивало «запас прочности» крепости почти в два раза.
Менно ван Кугорн (Нидерланды)
Голландский инженер прославился во время многочисленных войн Франции с Нидерландами в конце XVII начале XVIII века. Он полагал, что сила крепости заключается в обилии выступающих бастионов. При этом имел оригинальную точку зрения, что бастионы должны располагаться друг от друга как можно дальше, чтобы взятие одного из них никак не усугубляло положение других. Большое значение придавалось сочетанию заполненных водой и сухих рвов. Стоит заметить, что система ван Кугорна никогда не была применена полностью, однако многие идеи завоевали популярность. В частности, Петр I в 1721 году применял некоторые решения при укреплении Кронштадта со стороны суши. А переведенная с нидерландского книга «Новый способ укрепления» стала одним из первых в России инженерно-литературных произведений. Ван Кугорн внес свой вклад и в теорию осады, всячески пропагандируя изобретенную им тактику плотного артиллерийского обстрела. Особенно он ценил небольшие мортиры, стреляющие гранатами. Их даже стали называть его именем кугорны. Во время осады им могло использоваться до 500 таких мортир. За заслуги ван Кугорна нередко называли голландским Вобаном, хотя сам он был ярым противником французского гения. Однажды они даже сходились в бою. В 1692 году при осаде Намюра Менно ван Кугорн вполне успешно оборонял от соперника форт Вильгельм, но в итоге все же вынужден был сдаться, оставшись без подкреплений.
Франц де Воллан (Россия)
На русскую службу уроженец Антверпена поступил в 1787 году, будучи к тому времени уже опытным военным инженером. Опыт он приобрел в Северной Америке, где принимал участие в строительстве укреплений во время войны голландских колоний против англичан. Отправившись на юг России, он занимал в армии должность первого инженера при Григории Потемкине и Александре Суворове, участвовал в штурме Измаила (за который получил орден Святого Георгия) и в подавлении польского восстания в 1794 году. Затем он немало потрудился на берегах Черного моря — руководил постройкой крепостей Фанагории, Кинбурна и Тирасполя, основанием Перекопа, составлял планы новых городов (Новочеркасска, Николаева и других). Вершиной этой деятельности стало основание города Одесса на месте турецкой крепости Хаджибей. Де Воллан отличался проницательностью и стратегическим мышлением. Так, задолго до Крымской войны он предсказал то, как будет организована осада Севастополя в случае нападения неприятеля, а также описал особенности обороны Крыма. Увы, его замечания не были учтены. Не пригодилась и концепция укреплений на южных границах, которая могла бы обеспечить надежную защиту. Уволившись с военной службы в звании генерал-майора, он нашел отличное применение своим инженерным талантам и в мирной жизни. Под его руководством активно рылись каналы (Тихвинская и Мариинская водные системы), строились дороги. Именно благодаря де Воллану в России появились первые насыпные каменные шоссе.
Эдуард Тотлебен (Россия)
Отпрыск курляндского купца начинал строить карьеру в русской армии с учебного саперного батальона. Заслужив репутацию талантливого минера, отправился на Кавказскую войну, где подкрепил ее делом при штурме укрепленных горных аулов. С началом Крымской войны Тотлебен получил звание траншей-майора. Его первым успешным предприятием стало минирование укреплений и фортов Силистрии, осажденной русскими войсками. Но уже скоро ему пришлось решать прямо противоположную задачу — организовывать оборону Севастополя. В кратчайшие сроки Тотлебену удалось создать мощную систему фортификации с правильно выбранными позициями для артиллерии, соединенными траншеями. Все подступы к городу оказались надежно прикрыты пушечным и ружейным огнем. Это стало неприятным сюрпризом для вражеских войск. После первых неудач они отказались от идеи взять Севастополь открытым штурмом и перешли к осаде. Однако оборонительные позиции оказались хороши и при затяжных бомбардировках. Сеть минных галерей защищала бастионы от саперов противника. В июле 1854 года Тотлебен был вынужден покинуть осажденный город из-за полученного ранения. В дальнейшем он занимался усилением укреплений Николаева, Кронштадта и многих других крепостей запада и северо-запада России. А во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов блестяще руководил осадой Плевны. В конце жизни занимал губернаторские и генерал-губернаторские должности.
Константин Величко (Россия)
Поступив в Николаевскую инженерную академию, юный дворянин оставил учебу с началом Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и отправился постигать премудрости саперной работы на практике, в войсках. Затем вернулся в академию и окончил ее, став первым по успеваемости в выпуске. Поездив по Европе и отлично изучив теорию, Величко занял в своей альма-матер должность профессора на кафедре фортификации. Ему принадлежат концептуальные разработки русской школы фортификации, ориентированной на активную оборону. Особое внимание уделялось идеальной маскировке и быстрому перемещению артиллерийских орудий, а также развитой системе путей сообщения в крепости. С началом Русско-японской войны отправился на Дальний Восток, где занимался проектированием укреплений многих позиций, в том числе в Порт-Артуре и Владивостоке. В этот период Величко часто подвергался жесткой критике за то, что при строительстве крепостей пренебрегал контролем над господствующими высотами, что давало преимущество противнику. Зато в годы Первой мировой Константин Величко по праву стал считаться соавтором легендарного Брусиловского прорыва летом 1916 года. Именно он предложил использовать так называемые инженерные плацдармы — специально обустроенные опорные площадки, опираясь на которые войска получали возможность успешно развивать наступление. После 1917 года добровольно вступил в Красную армию, преподавал в Военной академии РККА, позднее — в Военно-инженерной академии.
Дмитрий Карбышев (СССР)
Военную службу начинал в роте телеграфистов. В процессе Русско-японской войны отличился и получил орден Святого Владимира IV степени за бой у Вафангоу. Затем временно покинул армию и вернулся в 1911 году уже как командир роты саперов. Участвовал в строительстве фортов Брестской крепости. Во время мировой войны 1914 года принимал участие в штурме Перемышля, а также укреплял позиции у границы с Румынией. В 1918 году пришел на службу в Красную армию. Занимался организацией Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинского и других укрепрайонов. В 20-30-е годы XX века Карбышев стал выдающимся теоретиком фортификации. Им было опубликовано более сотни научных трудов по военно-инженерному делу и военной истории. Глубоко проработал проблемы применения разрушений и заграждений, форсирования водных преград, строительства и восстановления ж/д, восстановлению древних крепостей и храмов. Именно по его пособиям и статьям обучались инженерному обеспечению боя и тактике инженерных войск практически все командиры РККА. В 1940 году руководил работами по модернизации знакомой ему Брестской крепости. В начале ВОВ отправился в Гродно, где инспектировал фортификации укрепрайона. Д. Карбышев получил контузию во время боя и взят в плен 8 августа 1941 года. Был убит фашистами в концлагере Маутхаузен в начале 1945 года.