На борту испанской Каравеллы

Королевство Испания, XV-XVI века

Знаменитые завоевания Эрнана Кортеса или Франсиско Писарро были немыслимы без всех трудностей трансатлантического плавания. Экспедиции Христофора Колумба можно рассматривать скорее как разведывательные, нежели как направленные на колонизацию. И для настоящей экспансии на другой континент через океан следовало переправить тысячи солдат и тысячи тонн необходимых грузов. В том числе и таких специфических, как лошади.

Испанская Каравелла

Главным средством перевозки людей и грузов стали корабли, именуемые каравеллами. Эти небольшие суда обладали удивительной маневренностью и могли обслуживаться немногочисленным экипажем. Опытные моряки даже умели подниматься под парусами вверх по течению рек. А скромный размер не мешал каравеллам уверенно противостоять мощным океанским штормам.

Предшественниками каравелл были рыболовные суда, которые столетиями строили в Испании и Португалии для плавания в открытом море. Накопленный опыт позволил придумать корабли, ставшие самыми быстроходными и надёжными. Причём со всеми парусами могли справиться всего 20-25 моряков.

Минимальный экипаж помогал компенсировать скромную грузоподъёмность.

Ведь чем меньше моряков, тем меньше места им нужно для припасов и питьевой воды. А значит, остаётся больше места для грузов и пассажиров. При этом для матросов не предусматривалось отдельных кают. В душные трюмы они спускались только в крайнем случае. И столовой, и местом отдыха, и спальней им служила открытая палуба. Даже капитан обходился не отдельной каютой, а отгороженным занавеской углом в кормовой пристройке.

Сан Габриель

1. Передний парус. Этот парус крепился к передней мачте (фок-мачте) и, как правило, был прямым.

2. Крест ордена Сантьяго. Орден Сантьяго был создан испанскими дворянами по подобию более знаменитых братств тамплиеров и госпитальеров.

3. Кухня. Как правило, во время плавания для матросов (которых на каравелле было не очень много) готовили всего одно горячее блюдо в день.

4. Грузоподъёмность. Каравеллы являлись yе самыми большими кораблями в XV-XVI веках. Но их грузоподъёмность была не такой уж и маленькой. Они могли перевозить от 50 до юо тонн груза.

5. Защитный лак. На корпус судна наносили специальное покрытие, защищавшее доски от гниения.

6. Киль. Небольшой размер каравеллы позволял делать суда с низкой осадкой. Это значительно упрощало плавание в мелководных гаванях.

7. Обшивка. Для дополнительной прочности корабля доски бортовой обшивки каравеллы часто делали внахлёст.

8. Тиллер. Штурвал ещё не был изобретён. Поэтому повороты руля происходили с помощью простого рычага.

9. Косой парус. Большой треугольный парус на бизань-мачте делал судно очень манёвренным при любом ветре.

10. Воронье гнездо. На площадке всегда находился дежурный матрос. Отсюда он должен был следить, чтобы корабль не налетел на рифы.

11. Палуба. На корабле не было кроватей, и в хорошую погоду моряки часто спали прямо на палубе.

12. Тиллер. Штурвал ещё не был изобретён. Поэтому повороты руля происходили с помощью простого рычага.

Для туристов и для моделистов

Сохранились чертежи и подробные описания каравелл. Поэтому воссозданные энтузиастами копии, как в натуральную величину, так и в масштабе 100 к одному весьма точно соответствуют оригиналу. Кроме того, за последние десятилетия на морском дне были обнаружены, а затем подняты на поверхность, несколько затонувших судов. Это позволило получить неплохое представление об особенностях используемых при постройке деревянных элементов и специфики такелажа. А также понять, как был устроен быт моряков.

Оцените статью
[Всего: 2 Средний: 5]
Поделиться с друзьями:
Поделиться
Отправить
Класснуть
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector